В 1839 году был изобретен дагерротип, что дало возможность делать портретную съемку многим тысячам людей. Живописные портреты до этого являлись прерогативой аристократии, стоили они баснословных денег. Новая технология стала доступна многим гражданам, она была относительно дешева, появился шанс оставлять памятные фото своих близких.
Зачем фотографировали покойников
Стоимость услуг фотографа была все же высокая. Проведены были исследования, на современные деньги одно фото стоило порядка 200 долларов. В первой половине 19 века в Европе и Северной Америке возникла мода фотографироваться всей семьей с умершим родственником. Эти снимки служили напоминанием об усопшем. Особенно частым явлением в Викторианскую эпоху были съемки умерших детей. Причин для этого было несколько.
Смертность детская была высокая, подобные фото часто были единственным напоминанием о любимом чаде, который безвременно ушел в мир иной. Нередко для умерших детей перед съемками наряжали в праздничные одежды, открывали глаза, помещали среди живых представителей семейства. Были часто случаи, когда мертвых малышей фотографировали в кроватке так, как будто они заснули.
Для нас все эти традиции кажутся странными, но для людей XIX фото любимого родственника (пусть даже и умершего) представляло ценность. Первый снимок появился в 1840 году, назывался он «Автопортрет в виде утопленника» (Ипполит Байер). Через некоторое время изобретена была коллоидная технология, когда стало допустимым создавать фотографии с одного негатива, что стало катализатором для распространения моды по всему миру.
В течение 20-го века жанр посмертной фотографии был практически вытеснен, но в некоторых странах Южной Америки и Европы подобные традиции наблюдаются до сих пор.
Зачем фотографируют мертвых в гробу
Фото покойников делались таким образом, чтобы у зрителя возникала иллюзия, что он живой. Маленьких детей наряжали и клали в коляски, сажали на диваны в окружении игрушек. Жанр группового семейного фото во второй половине 19 века присутствовал повсеместно. Постановочные фото делались как в домашних условиях, так и в фотоателье. Умерших взрослых людей сажали в центре, чтобы придать больше натуралистичности, открывали покойнику глаза, на щеки наносили румяна.
Часто умерших снимали в гробах в окружении скорбящих родственников. В этом жанре были свои знаменитости, например во Франции мастер Надар был популярен, например, он сфотографировал Виктора Гюго лежащего в гробу. О фотографиях Надара Розалиндой Краус был написан аналитический труд, в котором утверждалось, что новый изобразительный жанр подчеркивает границу между живым и неживым.
Появление такой странной моды, объясняется вполне обыденно. Техника была несовершенна, для того, чтобы сделать снимок, требовалось не менее получаса экспозиции. Группа людей, включая покойника, сидела без движения в течение столь длительного времени. Смерть была в таких композициях главной осью, вокруг которой «вращался» весь остальной мир. Фотография носила сакральный смысл, к этому жанру относились с большим почтением. Причин существовало множество:
- Создание «бессмертных» изображений.
- Объединение семьи вокруг альбома фотографий как главного архива Памяти.
История семейств во многих странах прослеживается через фотографии, в Грузии, например, принято поднимать первый тост за прадедушку, которых женился на прабабушке в 1865 году, в тот самый год, когда в Кахетии была страшная засуха. Фотография прадедушки висит в гостиной на самом видном месте. Возникает при этом удивительный эффект присутствия давно умершего предка.
На Кавказе почившие много лет назад родственники незримо находятся рядом, часто с ними разговаривают, к ним обращаются в трудные минуты. Во многом подобная традиция поддерживается благодаря изобретению фотографии.
Каждый человек проходит определенные жизненные этапы, в 19 веке во многих странах принято было фиксировать все подобные события:
- Приобретение дома.
- Свадьба.
- Большие праздники.
- Дети.
- Похороны
К традициям и устоям относились очень серьезно, перед похоронами на память состригли локоны у покойников или небольшие фрагменты одежды.
Зачем фотографировали похороны
Похороны родственника – это всегда стресс, тем не менее, во время похорон часто приглашают профессионального фотографа. Причин для этого встречается достаточное количество. Например, мать лежит в больнице, не имеет физической возможности присутствовать на скорбном мероприятии, родственники делают памятные фотографии.
Родственник живет в далекой стране, не имеет средств, чтобы приехать. Хоронить близкого некому, тогда делается заказ в ритуальном агентстве. Оно берет на себя все хлопоты в формате «под ключ». Затем заказчику присылаются фотоотчет с похорон как гарантия, что все было выполнено на достойном уровне.
Если покойный был медиа фигурой, то фотографии похорон делаются обязательно и даже публикуются в СМИ. Сами родственники не горят желанием снимать похороны своего близкого, но у них, как правило, желтые таблоиды и не спрашивают.
Кто фотографирует трупы
Традиция фотографировать трупы сошла на нет с развитием техники. В США, Англии и России уже до начала Первой Мировой войны (1914 год) подобная практика уже почти не встречалась. На Балканах в некоторых странах похожие обычаи встречаются до сих пор. Например, в Косово или Албании есть традиция фотографировать покойника перед его похоронами.
К чему фотографироваться с покойником
Фотографируются с покойником сейчас почти не принято, но в странах Южной Америки (Колумбия, Перу) есть свои мифы и поверья, фотографироваться с покойником считается не зазорно.
При этом используются различные ухищрения и приемы:
- Накладывается толстый слой грима.
- Взрослых усаживают на специальные стулья (кресла), придают им естественные позы.
- На колени часто сажают собачку или кошку (живую)
- Применяют массивные фиксаторы, чтобы тело располагалось вертикально
- Мертвых детей берут обычно на руки.
- Тела усаживают за обеденный стол вместе с живыми родственниками.
Это далеко не полный список различных ухищрений, но смысл этой необычной традиции немного становится понятным. В эпоху цифровых девайсов отношение к фотографии изменилось. У каждого человека существует возможность делать хорошего качества снимки в любом количестве, при этом не требуется применять громоздкое оборудование, химикаты.